В этом мире разные люди есть, и гуру тоже бывают разные. Есть корыстные гуру, которые набирают себе людей, чтобы потом просто жить за их счет. Быть гуру – это хороший бизнес. А другие гуру действительно за людей переживают. Вы никогда не поймете, истинный духовный учитель вам встретился или нет, если не узнаете качества духовного учителя и не понаблюдаете продолжительное время за этим человеком.
Невозможно вот так сходу определить человека, если только вы, конечно, не какой-то экстрасенс. Хотя экстрасенс тут не поможет. Если вы не какой-то супердуховный человек… А если вы супердуховный человек, тогда, в принципе, зачем вам духовный учитель? Если вы духовный человек, то вы можете сразу понять мотив другого человека. Но если вы не такой, вы не сможете это сходу сделать, надо наблюдать за человеком и сравнивать с тем, что написано в священных писаниях о духовном учителе.
Первое качество духовного учителя – это то, что он должен находиться в школе, в определенной традиции. Это значит, что он не сам придумал духовное знание, а научился этому по цепи ученической преемственности, по которой это знание передавалось из поколения в поколение, то есть он авторитетный учитель.
Второе – это то, что он должен достичь успеха в этом знании. Он должен разбираться в этом – по крайней мере больше, чем мы. Это проявляется в его качествах, а за качествами нужно наблюдать. Смотреть, как он ведет себя по отношению к людям, куда он тратит деньги. Надо задаться этим вопросом. Вы даете деньги, а на что он тратит? На покупку, не знаю, еще одного автомобиля или он храм построил, о людях позаботился, что-то еще сделал для Бога.
Не надо быть слепыми. Знаете, в каких-то вещах мы очень скрупулезные, а в каких-то бываем очень поверхностными. Вот в духовной жизни нужно быть скрупулезным человеком. Нужно разбираться: кто, что, как он живет, что он делает, что с его учениками происходит. Тогда можно делать какие-то выводы о человеке, а так сходу это сделать невозможно.